из серии "Портрет поэта"
Осип Мандельштам
.................
Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама…
http://www.litera.ru/stixiya/authors/mandelshtam/all.html
Апрель 1935
О СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ
(К выходу "Альманаха муз")
.........................
почему-то критики очень любят предаваться грустным размышлениям — где только увидят кучу стихов. Очень немного им нужно, чтобы показаться "высоким уровнем", а огульным упреком в искусственности они избавляют себя от труда, часто непосильного, разбираться в сложностях искусства. Чтобы раз навсегда прекратить эти лицемерные жалобы равнодушных и посторонних людей на мнимое оскудение поэзии, будто бы застывшей в "александрийском совершенстве", полезно разъяснить, что такое "прогресс" в поэзии. Никакого "высокого уровня" у современников в сравнении с прошлым нет. Большинство стихов и теперь просто плохи, как были плохи всегда большинство стихов. Плохие стихи имеют свою преемственность, и если хотите, они совершенствуются, поспешая за хорошими, своеобразно перерабатывая и искажая их. Теперь пишут плохо по-новому — вот и вся разница. [...]
Оглядываясь назад, можно представить путь поэзии, как непоправимую, невознаградимую утрату. Столько же новшеств, сколько потерянных секретов: пропорции непревзойденного Страдивариуса и рецепт для краски старинных художников лишают всякого смысла разговоры о прогрессе в искусстве.
"Альманах муз" составлен крайне разнообразно: в нем представлены многочисленные разновидности плохих и хороших стихов — не о каком среднем уровне и говорить не приходится, так как некоторым участникам сборника как до звезды небесной далеко до других.
.................................
/из статьи 1916 г., написаннной 25-летним Осипом Мандельштамом и не опубликованной при жизни поэта
Russian Literature 7/8 1974, публикация Н.Харджиева/
Лев Мей. ФРИНЭ / забытая поэзия
от Мондpиана к Малевичу - Владимир Луговской. АЛАЙСКИЙ РЫНОК / забытая поэзия
Говорили, что в обличьи
У поэта нечто птичье
И египетское есть;
Было нищее величье
И задерганная честь.
.............
Гнутым словом забавлялся,
Птичьим клювом улыбался,
Встречных с лету брал в зажим,
Одиночества боялся
И стихи читал чужим.
Арсений Тарковский /Там в стихах пейзажей
4. ВЕСКИЕ СМЫСЛЫ МАНДЕЛЬШТАМА
Мандельштам
поэт удивительно скупой
две маленьких книжки
несколько стихотворений
за год
и однако же поэт веский
а книжки живучие
.......................
http://www.netslova.ru/vernikova/vt.html
Б.Верникова. Верлибры Юрия Тынянова. Литературный интернет-журнал "Сетевая Словесность" (октябрь 2005)
Нас заинтересовала связь поэзии Мандельштама с традицией emblemata, крайне популярной в Европе во второй половине XVI — XVII вв.
Эмблема — особый жанр, соединяющий изображение и текст в единое целое. ...
Эмблема предлагала зрителю некую тонкую образную сеть, призванную уловить пульсирующий, переменчивый смысл — приглашала к диалогу и размышлению, задавая мысли направление движения,
но вовсе не предоставляла готовых ответов.
http://magazines.russ.ru/nlo/2004/67/nest7.html
Антон Нестеров. Иконография и поэзия, или…
профессор Роман Тименчик / взгляд в камеру
Заглянув за дверь чулана,
Закричу: "О Боже мой!"
Там углан в спецовке старой
Всех пугает — у-лю-лю!
…………………..
Мандельштам лежит на нарах
(Осип, я тебя люблю).
…………………..
Кров над ним высок и бел.
На виски крошится мел.
И на остром подбородке
Черный волос поредел.
http://www.sunround.com/club/journals/10stihi.htm
Ольга Ильницкая. Литературный интернет-журнал
"Артикль" №10 (май 2007)
Антология поэзии "Вольный город" (Одесса, 1991, стр. 171)
Мандельштам / Зреньем ос
книжная графика #2