ИЕРОГЛИФ | БИБЛИОТЕКА | |
http://Hiero.Ru | Начало Продажа работ Форум Библиотека Старая Галерея |
Река Cononish, Tyndrum, Stirling, Июль 1999, раннее утро Bronica EC-TL, 50 2.8 zenzanon, выдежка около 1 sec, диафрагма 16, fuji provia 100 |
Традиционно, многие фотографы-пейзажисты работали с крупноформатными камерами. Большие негативы или слайды дают изображения с прекрасной детализацией и великолепными тонами. Объекты съемки в основном неподвижны, так что невысокая скорость работы не является проблемой. К тому же такие камеры дают возможность пользоваться наклонами, сдвигами и прочими подвижками, что позволяет точно управлять фокусом и перспективой.
Есть у этих камер и недостатки – их тяжело таскать на себе, фотоматериалы довольно дороги и слайды практически нельзя проецировать. На другом конце спектра камер находятся 35-мм камеры (пленочные и цифровые) с их сменными объективами, небольшим весом и относительно недорогими материалами. Но у этих камер есть один очевидный недостаток - малая рабочая площадь пленки.
Так что неудивительно, что многие фотографы выбирают золотую середину – средний формат.
Глен Роса, остров Арран, Июль 2001, вечер. Bronica EC-TL, 150 3.5 zenzanon, выдежка около 1/8 секунды, диафрагма 16, fuji provia 100F |
На первый взгляд кажется, что пейзаж лучше всего вписывается в панорамный формат. Большинство пейзажей имеют горизонтальную протяженность. Но среднеформатный кадр обычно имеет довольно слабую вытянутость — 3:4 (в случае 6x4.5) или 4:5 для формата 6x7 (точнее 55x70 мм) или даже квадрат 6x6.
Конечно, камера с панорамным соотношением 6x17 – это замечательный инструмент для работы с пейзажем. Но для себя лично я выбираю квадрат.
Я люблю работать с этим форматом. На первый взгляд, для работы с пейзажем это не самый очевидный выбор, но для меня в нем есть несколько важных преимуществ. Во-первых, такой формат позволяет свободно работать с композицией – но это не все. В этой статье я остановлюсь на самых важных моментах. Я ни в коем случае не пытаюсь сказать, что квадрат лучше любого другого формата. Но он отличается от остальных и у него есть своеобразное очарование.
Sanna Bay, Ardnamurchan, Highlands; Август 2001, около полудня Bronica EC-TL, 80 2.4 zenzanon, выдержка около 1/30 sec, диафрагма 16-22, fuji provia 100F |
Квадрат сам по себе не имеет внутреннего напряжения. Квадрат дает объекту съемки много места и поэтому от него веет покоем. Фотограф сам распоряжается пространством и сам создаёт напряжение и интерес, правильно выбирая объект и композицию. Иными словами, фотографу тоже просторно при работе с квадратом.
Я использую следующее хорошее упражнение для изучения композиции. Я беру фотографию, которая важна для меня, которая не выходит у меня из головы. На лист бумаги переношу очертания основных частей фотографии. Потом беру карандаш и обвожу кружками те участки, к которым мой взгляд возвращается снова и снова. Потом добавляю стрелочки, показывающие, как именно движется мой взгляд по фотографии.
Такой анализ изображения позволяет мне критически оценить собственные работы. Хорошо ли выбрано кадрирование при съемке или какие-то части фотографии бессмысленны? Может быть, какие-то из элементов нарушают гармонию, оттягивая слишком много внимания на себя? Есть ли в фотографии целостность, или все стрелочки, которые я нарисовал, независимы друг от друга?
Когда я фотографирую, я стараюсь представить себе, каковы будут самые главные точки в кадре, то есть пытаюсь ответить на вопрос: где я нарисую кружочки? После этого я кадрирую так, чтобы все пространство кадра было заполнено стрелочками, чтобы внутри кадра не оставалось безынтересных областей.
Buchaille Etive Mor, Rannoch Moor, Highlands; Август 2001, около 4 вечера Bronica EC-TL, 50 2.8 zenzanon, 1/8 sec @ 22, fuji provia 100F |
Этот процесс анализа композиции иногда происходит очень быстро (так, из-за обилия гнуса, мне пришлось ретироваться с поля у Buchaille Etive Mor через десять секунд), но иногда он заставляет сомневаться и продолжается довольно долго – а если чуть влево? Или может, захватить больше неба? Надеть телеобъектив или штатник? И так далее — до выбора наилучшего варианта.
У квадрата есть несколько интересных особенностей. Во-первых, никогда не приходится выбирать между горизонтальным и вертикальным кадром. В пейзаже можно показывать пространство и горизонтальную протяженность, не теряя при этом передний план. С 35 мм это не всегда возможно. Если же в кадре есть передний план, взгляд зрителя можно провести по нему и “втянуть” внутрь пейзажа.
Glen Rosa | Tyndrum | Buchaille Etive Mor |
В квадрате можно создать множество маршрутов для взгляда: треугольники (Glen Rosa), диагонали ( Tyndrum), ромбы (Buchaille Etive Mor), андреевские кресты, где все линии сходятся в центре (Loch Etive), овалы (Sanna Bay). Конечно, все это можно делать и в прямоугольном формате, но, по моему личному опыту, квадрат дает больше возможностей.
Loch Etive | Sanna Bay |
Для симметричных картинок (Loch Etive) в квадрате всегда достаточно места, даже если ось симметрии не в центре. Внутри квадрата можно передвигать ось симметрии выше или ниже, не опасаясь упереться в верх или низ кадра.
Loch Etive, Highlands; Август 2001, раннее утро Bronica EC-TL, 50 2.8 zenzanon, около 1/8 секунды, диафрагма 22, fuji provia 100F |
Большинство изображений, на которые нам приходится смотреть – прямоугольные: телевизоры, мониторы. Квадрат заставляет иначе видеть объекты и формы. Когда я впервые начал снимать на 6х6, я был в растерянности – как же заполнить этот квадрат?
В результате это заставило меня уделять больше времени и внимания съемке, по другому смотреть на вещи при кадрировании и эскпериментировать с расположением камеры. Если же ощущение новизны уходит, то самое время перейти на дальномерку или на пинхол, или ещё на что-нибудь интересное.
Camuschoirk, Sunart, Highlands; Июль 1999, вторая половина дня Bronica EC-TL, 80 2.4 zenzanon, выдержка около 1/4 sec при диафрагме 16, fuji provia 100 |
Отличный инструмент для выстраивания композиции – шахтный видоискатель, который есть у большинства камер 6x6. Можно не напрягаясь смотреть на картинку, не щурясь через маленькое отверстие видоискателя – почти как рассматривать слайды на просмотровом столике. Работать так – одно удовольствие, особенно если есть штатив.
А штатив все равно нужен, если работаешь со средним форматом, да еще с пейзажем. Пока в ты дороге, штатив скорее кажется обузой, но по возвращении сразу становится понятно, как здорово он помог.
Сам процесс создания фотографии – еще не все. Показ фотографий – важная часть работы. В конце концов – что это за фотография, на которую не хотят смотреть?
Для проецирования квадрат – замечательный формат. Весь экран заполнен, нет ни границ, ни неизбежной в других случаях рамки, не надо думать о смене горизонтали на вертикаль.
Большинство альбомов и книг выпускаются в вертикальном формате – для панорамных снимков не слишком удобно. Квадратные фотографии таких проблем не создают, и оставляют достаточно места для подписей, при этом прекрасно заполняя страницу.
Мне нравится, как смотрятся небольшие серии из двух-трех квадратных снимков на стене. Особенно интересна сегментированная панорама – серия фотографий одного пейзажа в одной рамке, каждая картинка в собственном окне паспарту.
Для редакторов журналов, книг и реклам квадратный формат тоже удобен. Он оставляет много места для текста и его можно откадрировать (последнее, конечно, относится не ко всякому изображению)
Квадратная фотография привлекает больше внимания чем все эти прямоугольники. Квадратная фотография лучше задерживает взгляд и поэтому продается лучше.
Loch Leathan and The Storr, Isle of Skye; Июль 1999, ранний вечер Bronica EC-TL, 150 3.5 zenzanon, поляризационный фильтр, выдержка около 1/15 sec при диафрагме 16, fuji provia 100 |
Для экспериментов с квадратом необязательно долго копить деньги. Двухобъективные зеркальные камеры (TLR) - хорошее начало и для многих такой камеры хватает на всю жизнь.
А если есть хороший фоторезак, то любой прямоугольный отпечаток можно превратить в квадратный. Для тех, кто показывает слайды через проектор – сложите две рамки для слайдов крест-накрест – и вот вам чудесная самодельная квадратная рамка.
all images used in this article © Copyright Wim van Velzen
Об авторе: http://www.fotografiewimvanvelzen.nl/biography.htm
Внимание! Все статьи в нашей библиотеке являются авторскими. Копирование на другие сайты, перепечатка или иное использование статей без согласия их авторов запрещено (ссылки на автора или на наш сайт недостаточно — см. статью «Авторские права в цифровую эпоху»).
© «Иероглиф» (контакты) © 1998-2025 Давид Мзареулян, Сергей Козинцев Права на все работы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам |
|