фотография, цифровая фотография, цифровая печать, фотопечать, живопись, постеры, рисунок, оформление
.
ИЕРОГЛИФ
Фотобанк Лори: лицензионные изображения и фотографии
БИБЛИОТЕКА
http://Hiero.Ru
[вход для пользователей]
Начало Продажа работ Форум Библиотека Старая Галерея
показать меню

Система отслеживания орфографических ошибок

  ← назад, в библиотеку


Вим ван Вельцен
Шотландия в квадрате
Композиция для формата 6×6…?
Источник: © Wim van Velzen
сайт автора — Wim van Velzen photography, статья Square Scotland
Опубликовано в немецком журнале NaturFoto (май 2003)
перевод на русский язык — Тамара Куликова


Река Cononish, Tyndrum, Stirling, Июль 1999, раннее утро
Bronica EC-TL, 50 2.8 zenzanon, выдежка около 1 sec, диафрагма 16, fuji provia 100

Традиционно, многие фотографы-пейзажисты работали с крупноформатными камерами. Большие негативы или слайды дают изображения с прекрасной детализацией и великолепными тонами. Объекты съемки в основном неподвижны, так что невысокая скорость работы не является проблемой. К тому же такие камеры дают возможность пользоваться наклонами, сдвигами и прочими подвижками, что позволяет точно управлять фокусом и перспективой.

Есть у этих камер и недостатки – их тяжело таскать на себе, фотоматериалы довольно дороги и слайды практически нельзя проецировать. На другом конце спектра камер находятся 35-мм камеры (пленочные и цифровые) с их сменными объективами, небольшим весом и относительно недорогими материалами. Но у этих камер есть один очевидный недостаток - малая рабочая площадь пленки.

Так что неудивительно, что многие фотографы выбирают золотую середину – средний формат.

Глен Роса, остров Арран, Июль 2001, вечер.
Bronica EC-TL, 150 3.5 zenzanon, выдежка около 1/8 секунды, диафрагма 16, fuji provia 100F

На первый взгляд кажется, что пейзаж лучше всего вписывается в панорамный формат. Большинство пейзажей имеют горизонтальную протяженность. Но среднеформатный кадр обычно имеет довольно слабую вытянутость — 3:4 (в случае 6x4.5) или 4:5 для формата 6x7 (точнее 55x70 мм) или даже квадрат 6x6.

Конечно, камера с панорамным соотношением 6x17 – это замечательный инструмент для работы с пейзажем. Но для себя лично я выбираю квадрат.

Проблема или вызов?

Я люблю работать с этим форматом. На первый взгляд, для работы с пейзажем это не самый очевидный выбор, но для меня в нем есть несколько важных преимуществ. Во-первых, такой формат позволяет свободно работать с композицией – но это не все. В этой статье я остановлюсь на самых важных моментах. Я ни в коем случае не пытаюсь сказать, что квадрат лучше любого другого формата. Но он отличается от остальных и у него есть своеобразное очарование.

Sanna Bay, Ardnamurchan, Highlands; Август 2001, около полудня
Bronica EC-TL, 80 2.4 zenzanon, выдержка около 1/30 sec, диафрагма 16-22, fuji provia 100F

Композиция

Квадрат сам по себе не имеет внутреннего напряжения. Квадрат дает объекту съемки много места и поэтому от него веет покоем. Фотограф сам распоряжается пространством и сам создаёт напряжение и интерес, правильно выбирая объект и композицию. Иными словами, фотографу тоже просторно при работе с квадратом.


Для меня хороший пейзаж – это снимок, где мой взгляд проводят по всей картинке, заставляя описать при этом некий маршрут. Для этого фотограф может использовать формы, цвета или наиболее интересные части объекта съёмки. Хорошо, когда все эти элементы работают вместе и поддерживают друг друга.

Я использую следующее хорошее упражнение для изучения композиции. Я беру фотографию, которая важна для меня, которая не выходит у меня из головы. На лист бумаги переношу очертания основных частей фотографии. Потом беру карандаш и обвожу кружками те участки, к которым мой взгляд возвращается снова и снова. Потом добавляю стрелочки, показывающие, как именно движется мой взгляд по фотографии.

Такой анализ изображения позволяет мне критически оценить собственные работы. Хорошо ли выбрано кадрирование при съемке или какие-то части фотографии бессмысленны? Может быть, какие-то из элементов нарушают гармонию, оттягивая слишком много внимания на себя? Есть ли в фотографии целостность, или все стрелочки, которые я нарисовал, независимы друг от друга?

Когда я фотографирую, я стараюсь представить себе, каковы будут самые главные точки в кадре, то есть пытаюсь ответить на вопрос: где я нарисую кружочки? После этого я кадрирую так, чтобы все пространство кадра было заполнено стрелочками, чтобы внутри кадра не оставалось безынтересных областей.

Buchaille Etive Mor, Rannoch Moor, Highlands; Август 2001, около 4 вечера
Bronica EC-TL, 50 2.8 zenzanon, 1/8 sec @ 22, fuji provia 100F

Этот процесс анализа композиции иногда происходит очень быстро (так, из-за обилия гнуса, мне пришлось ретироваться с поля у Buchaille Etive Mor через десять секунд), но иногда он заставляет сомневаться и продолжается довольно долго – а если чуть влево? Или может, захватить больше неба? Надеть телеобъектив или штатник? И так далее — до выбора наилучшего варианта.

Квадрат

У квадрата есть несколько интересных особенностей. Во-первых, никогда не приходится выбирать между горизонтальным и вертикальным кадром. В пейзаже можно показывать пространство и горизонтальную протяженность, не теряя при этом передний план. С 35 мм это не всегда возможно. Если же в кадре есть передний план, взгляд зрителя можно провести по нему и “втянуть” внутрь пейзажа.

Glen Rosa

Tyndrum

Buchaille Etive Mor

В квадрате можно создать множество маршрутов для взгляда: треугольники (Glen Rosa), диагонали ( Tyndrum), ромбы (Buchaille Etive Mor), андреевские кресты, где все линии сходятся в центре (Loch Etive), овалы (Sanna Bay). Конечно, все это можно делать и в прямоугольном формате, но, по моему личному опыту, квадрат дает больше возможностей.

Loch Etive

Sanna Bay

Для симметричных картинок (Loch Etive) в квадрате всегда достаточно места, даже если ось симметрии не в центре. Внутри квадрата можно передвигать ось симметрии выше или ниже, не опасаясь упереться в верх или низ кадра.

Loch Etive, Highlands; Август 2001, раннее утро
Bronica EC-TL, 50 2.8 zenzanon, около 1/8 секунды, диафрагма 22, fuji provia 100F

Учиться видеть

Большинство изображений, на которые нам приходится смотреть – прямоугольные: телевизоры, мониторы. Квадрат заставляет иначе видеть объекты и формы. Когда я впервые начал снимать на 6х6, я был в растерянности – как же заполнить этот квадрат?

В результате это заставило меня уделять больше времени и внимания съемке, по другому смотреть на вещи при кадрировании и эскпериментировать с расположением камеры. Если же ощущение новизны уходит, то самое время перейти на дальномерку или на пинхол, или ещё на что-нибудь интересное.

Camuschoirk, Sunart, Highlands; Июль 1999, вторая половина дня
Bronica EC-TL, 80 2.4 zenzanon, выдержка около 1/4 sec при диафрагме 16, fuji provia 100

Отличный инструмент для выстраивания композиции – шахтный видоискатель, который есть у большинства камер 6x6. Можно не напрягаясь смотреть на картинку, не щурясь через маленькое отверстие видоискателя – почти как рассматривать слайды на просмотровом столике. Работать так – одно удовольствие, особенно если есть штатив.

А штатив все равно нужен, если работаешь со средним форматом, да еще с пейзажем. Пока в ты дороге, штатив скорее кажется обузой, но по возвращении сразу становится понятно, как здорово он помог.

Проецирование и показ

Сам процесс создания фотографии – еще не все. Показ фотографий – важная часть работы. В конце концов – что это за фотография, на которую не хотят смотреть?

Для проецирования квадрат – замечательный формат. Весь экран заполнен, нет ни границ, ни неизбежной в других случаях рамки, не надо думать о смене горизонтали на вертикаль.

Большинство альбомов и книг выпускаются в вертикальном формате – для панорамных снимков не слишком удобно. Квадратные фотографии таких проблем не создают, и оставляют достаточно места для подписей, при этом прекрасно заполняя страницу.

Мне нравится, как смотрятся небольшие серии из двух-трех квадратных снимков на стене. Особенно интересна сегментированная панорама – серия фотографий одного пейзажа в одной рамке, каждая картинка в собственном окне паспарту.



Ballachulish, Highlands; Июль 1999, закат
Bronica EC-TL, 150 3.5 zenzanon, выдержка около 1 секунды при диафрагме 16, fuji provia 100

Коммерческое применение

Для редакторов журналов, книг и реклам квадратный формат тоже удобен. Он оставляет много места для текста и его можно откадрировать (последнее, конечно, относится не ко всякому изображению)

Квадратная фотография привлекает больше внимания чем все эти прямоугольники. Квадратная фотография лучше задерживает взгляд и поэтому продается лучше.

Loch Leathan and The Storr, Isle of Skye; Июль 1999, ранний вечер
Bronica EC-TL, 150 3.5 zenzanon, поляризационный фильтр, выдержка около 1/15 sec при диафрагме 16, fuji provia 100

И наконец

Для экспериментов с квадратом необязательно долго копить деньги. Двухобъективные зеркальные камеры (TLR) - хорошее начало и для многих такой камеры хватает на всю жизнь.

А если есть хороший фоторезак, то любой прямоугольный отпечаток можно превратить в квадратный. Для тех, кто показывает слайды через проектор – сложите две рамки для слайдов крест-накрест – и вот вам чудесная самодельная квадратная рамка.



all images used in this article © Copyright Wim van Velzen
Об авторе: http://www.fotografiewimvanvelzen.nl/biography.htm




  ← назад, в библиотеку

Внимание! Все статьи в нашей библиотеке являются авторскими. Копирование на другие сайты, перепечатка или иное использование статей без согласия их авторов запрещено (ссылки на автора или на наш сайт недостаточно — см. статью «Авторские права в цифровую эпоху»).







 
  © «Иероглиф» (контакты)
  © 1998-2024 Давид Мзареулян, Сергей Козинцев
  Права на все работы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам

  Информеры для вашего сайта



Фотобанк Лори
Рейтинг@Mail.ru