ИЕРОГЛИФ | БИБЛИОТЕКА | |
http://Hiero.Ru | Начало Продажа работ Форум Библиотека Старая Галерея |
В этой заметке я расскажу о технике съемки с использованием "световой кисти", а также о том, как изготовить простейшую "кисть" из подручных материалов.
Если вы ничего не слышали о световой кисти, советую посетить сайт Георгия Розова и почитать статью "Взмах волшебной кисти".
Данная техника позволяет получить уникальный световой рисунок, которого нельзя добиться, используя другие средства. Суть метода в том, что каждый объект подсвечивается отдельно, и источник света во время экспонирования движется. Как правило, используется мультиэкспозиция, т.е. съемка происходит на один и тот же кадр несколько раз. Ниже приведены два снимка, один сделан с обычным рассеянным светом, другой - с использованием техники "световой кисти".
Обычный рассеянный свет |
"Световая кисть" |
"Фирменная" световая кисть - это сложный и дорогой прибор. Я же вкратце расскажу о том, как сделать простейшую световую кисть из подручных материалов. Конечно, это будет не совсем то, но для моих целей результат меня вполне устроил. Я не использовал оптического волокна, сложных насадок и прочего. Все, что нам понадобится, это галогеновый ручной фонарик, пластиковая бутылка (я взял из-под кефира, а вы можете выбрать любую на свой вкус, главное, чтобы ее диаметр был чуть больше диаметра фонаря), алюминиевая фольга (продается в хозяйственных магазинах), клей и черная изолента (можно взять и другого цвета, но у меня уже был черный фонарь, и изоленту я подбирал под цвет корпуса. Впрочем, если вам вдруг попадется черная бутылка от кефира, то изолента и не нужна - но таких бутылок я не разу не видел. Видимо, в них продают черный кефир.). Итак, вы обзавелись всем необходимым? Тогда вперед! Если же бутылку из-под кефира найти не удалось, что ж, копите деньги на фирменную световую кисть :).
Передняя часть фонаря должна плотно входить в получившееся отверстие, не болтаться, не должно быть щели, пропускающей свет. Дополнительно крепить мы его не будем, и в свободное от съемки время его можно использовать по назначению. Кнопка должна оставаться снаружи, чтобы можно было включать и выключать фонарь.
Для уменьшения светопотерь, а также для того, чтобы свет не просвечивал через бутылку (иначе она сгодится для празднования Хеллоуина, но не для съемки), я обклеил ее изнутри обыкновенной фольгой. Важно проследить, чтобы в фольге не было разрывов, через которые будет выходить свет. Получившуюся конструкцию (кроме фонаря) я обмотал черной изолентой, чтобы бутылка стала черной и снаружи. Это дополнительно сделает ее невидимой на снимке.
Теперь настала очередь крышки. Мы проделаем в ней отверстие, диаметром около 10 мм. Ведь свет должен каким-то образом выходить наружу. Если отверстие окажется чуть больше - не беда, внутрь крышки можно вложить картонный кружок с отверстием нужного диаметра. Сделав несколько таких кружков, мы получим возможность регулировать количество света, выходящего из нашего устройства. Это будут своего рода диафрагмы. Размер пятна можно, конечно, регулировать и расстоянием от бутылки до объекта, но это не всегда удобно, и, кроме того, этот метод позволяет только увеличить пятно, но не уменьшить.
Ну вот, импровизированная световая кисть готова! Возможно, выглядит она не столь презентабельно, как настоящая, и не столь удобна в работе, но зато дешева и доступна любому.
В качестве варианта можно использовать картонную трубку, одетую на фонарь, и выкрашенную черной краской. Но мне этот вариант нравится меньше, поскольку нет возможности менять диаметр луча. К тому же, картонная трубка боится влаги и ее легко сломать при транспортировке.
Все наши "подходы к снаряду" тщательно записываем в блокнот, например:
Подсвечиваем верхние фрукты контровым светом |
Освещаем правый лист, и слегка прорабатываем средний уровень фруктов |
Прорабатываем левый лист и виноград, фронтальную часть крупных фруктов |
Если мы прервемся после этих трех эспонирований, то на проявленной пленке увидим примерно следующее:
Тут самое время немного вернуться назад, и сказать пару слов об измерении света. Диафрагма на аппарате выставлена заранее, значит, мы можем варьировать лишь выдержку. Перед тем, как перейти непосредственно к съемке, мы проделаем все намеченные движения нашей "кистью", и замеряем полученный свет. Пример: мы освещаем гроздь винограда. Допустим, диаметр светового пятна при этом 5 см. Измеряем свет в этом пятне (как именно - об этом я скажу чуть позже). Получаем для нашей диафрагмы выдержку, допустим, 3 сек. Диаметр пятна света больше, чем ширина виноградной грозди, но меньше, чем длина. Пусть наша гроздь имеет длину 20 см. Значит, светить на нее нужно 20:5х3=12 секунд. Если предмет более сложный, вам придется проявить некоторую сообразительность, но суть метода остается той же. Таким образом, вычисляем требуемое время засветки для всех наших "подходов", и опять же записываем (где там наш блокнот?).
Теперь о том, как мерить свет. Есть два основных метода: измерение падающего и отраженного света. Первым обычно пользуются в экспонометрах, и считается, что он дает более правильный результат, так как не зависит от отражающей способности фотографируемых объектов. Второй способ применяется в основном в камерах с ТТЛ-замером. Хотя метод измерения падающего света более точный, но в работе со световой кистью я предпочитаю измерять отраженный свет. Это позволяет мне проработать темные объекты, которые при традиционных методах освещения оказались бы "провалены". Сравните, например, рис. 1 и 2, корпус фотокамеры - я освещал его в три раза дольше, чем более светлые объекты того же размера.
Итак, свет замерен, записи в блокноте сделаны, гасим свет (чтобы единственным источником света в кадре была световая кисть), и снимаем! Не обязательно делать это в полнейшей темноте. Зажгите в дальнем углу свечку, или оставьте приоткрытой дверь. Этот небольшой свет никак не отразится на результате, но поможет вам ориентироваться, видеть, куда направлять луч, вместо того, чтобы вслепую размахивать им в поисках объектов съемки. Да и вдобавок существенно снижается риск впотьмах зацепить ногой штатив с камерой.
Во время съемки старайтесь держать "кисть" таким образом, чтобы выходящий свет не попадал прямо в объектив, иначе на снимке останутся светящиеся полосы. Если в процессе экспонирования поворачивать кисть вокруг предмета, то можно добиться мягких краев теней, но это требует некоторого навыка.
При съемке на пленку, предназначенную для дневного света, свет фонаря будет слишком желтым, поэтому используйте конверсионный фильтр (я применял фильтр 80B, фонарь Philips), или пленку для искусственного света.
В итоге всех проделанных действий у меня получилась такая картинка:
Другие мои снимки, сделанные в технике "световой кисти", вы можете увидеть в разделе ФОТОГРАФИЯ моего сайта.
Если вам понравилась моя статья, если у вас есть вопросы, дополнения, комментарии - пишите мне по адресу shandin@online.ru
Какой именно рекомендуете взять фонарик? Именно галогеновый, потому, что у него цветовая температура высокая?
У галогеновых фонарей цветовая температура выше, чем у обычных (с лампой накаливания). Кроме того, галогеновые лампы гораздо ярче. Я использовал фонарь Philips (мне понравилась его цена и обрезиненный корпус) с криптоновой лампой (она не галогенная, как выяснилось, но результат меня вполне устроил). Использую с конверсионным фильтром 80B при съемке на "дневную" пленку.
Не ясно зачем нужно использовать несколько экспозиций на один кадр, если камера находится в темной комнате. Почему нельзя зафиксировать открытый затвор и перемещать фонарик, включая и выключая его, и освещая разной длительностью разные места? Или может быть ваши рекомендации ориентированы на фотоаппараты, не имеющие режима бесконечной экспозиции?
В принципе, можно все делать и в одну экспозицию. Просто несколько экспозиций удобнее в работе - в перерывах можно включить свет, порепетировать движение "световой кистью", сделать пометки в блокноте, выпить чаю, и т.д. Для аппаратов, у которых нет режима многократной экспозиции, придется работать только выключателем фонаря, и снимать за одно открытие затвора.
В статье приводится пример:
Допустим, диаметр светового пятна при этом 5 см. Получаем для нашей диафрагмы выдержку, допустим, 3 сек. Пусть наша гроздь имеет длину 20 см. Значит, светить на нее нужно 20:5х3=12 секунд.
Светить на нее 12 сек., а выдержку на сколько ставить?
Выдержка может быть любой, лишь бы больше требуемой, а излишки можно отсечь выключением фонаря. Я обычно вычисляю выдержку, исходя из максимального времени освечивания объектов. Например, по результатам замера я получил, что мне нужно сделать 3 экспозиции: 3, 8 и 5 секунд. Значит, ставлю выдержку 8 (или 10) и три экспозиции. Во время двух других экспонирований выдержка та же, чтобы не переставлять ничего на камере, и случайно ее при этом не сдвинуть.
Как перемещать световое пятно по объекту для накопления на нем света, если он больше светового пятна?
Обычно я даю общую засветку, чтобы проработались все предметы, а затем дополнительно добавляю световые акценты в тех местах, где считаю нужным. Лучше постоянно перемещать световое пятно, а не держать его на одном месте, это дает более интересный рисунок.
Диафрагма устанавливается всегда на минимальное отверстие?
Не обязательно. Все зависит от того, какая глубина резкости требуется. Разумеется, диафрагму стоит выбрать так, чтобы выдержка получилась достаточно длинной, иначе вы можете не успеть произвести все намеченные действия со световой кистью. Для увеличения выдержки можно использовать нейтральные светофильтры.
Применяются ли цветные фильтры при освещении объектов?
Да, этим можно достичь довольно интересных результатов. Фильтры можно держать перед бутылкой, или закрепить их внутри. Фирма "Кокин" в ближайшее время планирует начать выпуск компендиумов с резьбой для кефирных бутылок.
Внимание! Все статьи в нашей библиотеке являются авторскими. Копирование на другие сайты, перепечатка или иное использование статей без согласия их авторов запрещено (ссылки на автора или на наш сайт недостаточно — см. статью «Авторские права в цифровую эпоху»).
© «Иероглиф» (контакты) © 1998-2024 Давид Мзареулян, Сергей Козинцев Права на все работы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам |
|