фотография, цифровая фотография, цифровая печать, фотопечать, живопись, постеры, рисунок, оформление
.
ИЕРОГЛИФ
Фотобанк Лори: лицензионные изображения и фотографии
БИБЛИОТЕКА
http://Hiero.Ru
[вход для пользователей]
Начало Продажа работ Форум Библиотека Старая Галерея
показать меню

Система отслеживания орфографических ошибок

  ← назад, в библиотеку


Майкл Райхманн
Учиться видеть
Источник: © Michael H. Reichmann
сайт автора — Luminous Landscape, статья Learning to See
перевод — Тамара Куликова


Парижский зигзаг
Сентябрь 2004
Canon 20D, 70-300mm DO IS, ISO 200

“Valley”, кирпичная фабрика в Торонто
Октябрь 2004
Canon 1Ds, 70-300mm DO IS, ISO 100

Я новичок в мире фотографии, и я в восторге от Ваших работ. В своих поисках собственного стиля я снова и снова возвращаюсь на Ваш сайт. Просматривая разные фотосайты, я заметил одну тенденцию – почти все они уделяют очень большое внимание фототехнике, но практически никакого внимания не уделяют собственно технике съемки. Информации об оборудовании я получил уже предостаточно и это, конечно, хорошо – теперь я знаю больше. Но мне кажется, что от этого знания я не стал более хорошим фотографом.

Я пишу Вам, потому что надеюсь, что Вы, с Вашим опытом и талантом, сможете мне помочь. У меня есть хорошая камера – Canon Digital Rebel, несколько хороших объективов, в планах на ближайшее время - приобрести штатив с шаровой головкой, и экран видоискателя с фокусировочными клиньями, сделанный на заказ. Но! По правде говоря, все это ничуть не помогает. Мои фотографии правильно сфокусированы и экспонированы, они резкие, с правильным балансом белого и цветокоррекцией. Они безупречны технически, но с эстетической точки зрения оставляют желать лучшего.

Как мне научиться делать хорошие фотографии? С материалом проблем нет, но я не умею видеть. Поэтому я пишу Вам. Я надеюсь, что Вы научите меня видеть.

Ваш N, Сентябрь 2004

Видение, а не оборудование

Возможно, что самая большая проблема, которую породила «цифровая революция» в фотографии – это то, что фотографы стали придавать чрезмерное значение оборудованию, а не умению видеть. Да, у нас есть все инструменты для того, чтобы делать очень резкие фотографии, но резкая фотография с неясной идеей ни для кого не представляет интереса.

Почему же большинство фотографов, журналов и любительских фотосайтов, концентрируясь на железках и стекле, уделяют немного внимания технике съемки и совсем никакого – тому, как нужно видеть? А потому, что так легче.

Я могу пуститься в подробное объяснение, например, глубины резкости. Допустим, я – хороший учитель, и от меня вы узнаете все об этом аспекте фотографии довольно быстро, и так же быстро сможете применить это знание для собственных работ. Если вы хотите знать, как лучше всего применять один из инструментов Фотошопа, на моём сайте вы найдете сколько угодно демонстраций на эту тему. А если вы принадлежите к 85% посетителей, первым делом вы пойдете в раздел обзоров фотооборудования.

Почему? Потому что (по порядку):

Большинство людей попадают в ловушку последнего, третьего, заблуждения. Ловушка кроется в слове “хорошее”. Конечно, самые лучшие камеры с прекрасной оптикой дадут более хорошие технически результаты, чем менее навороченное железо. А понимание основ фотографии – необходимое условие для того, чтобы совершенствоваться и далее. И владение Фотошопом тоже должно стоять в списке навыков фотографа на одном из первых мест, если он, конечно, не хочет учиться более традиционным методам работы с материалом – в темной комнате.

Все это так, однако хороший фотограф не измеряется в точках на дюйм, линиях MTF, отношениях сигнал/шум и прочей цифири, которую некоторые энтузиасты произносят, как мантры. Главные инструменты для получения хороших фотографий - это человеческий глаз, ум и сердце.

Бабушка и стул.
Париж, сентябрь 2004
Canon 20D, объектив 17-85mm IS Lens, ISO 400

Все по инструкции

Если вы – постоянный посетитель моего сайта, вы наверняка заметили, что когда я размещаю на нём новую фотографию, я почти всегда привожу техническое описание – какую камеру я использовал, какой объектив, какое значение ISO было выставлено. Иногда, довольно редко, я даю более мелкие подробности съемки, особенно когда фотография иллюстрирует какой-либо технический момент в обсуждении.

Почему я даю эти детали? Потому, что когда я их почему-либо опускаю, я получаю целый потоп почты от читателей, которые жаждут узнать, какую камеру и какой объектив я использовал. Добавляет ли эта информация что-либо к эстетическому удовольствию от восприятия данной фотографии? Скорее всего, нет. А когда вы последний раз видели описание камеры и линз на фотографической выставке? Скорее всего, вы такого вообще никогда не видели, потому что фотохудожники предпочитают делать вид, что их искусство не привязано к грубым реалиям навыков и оборудования.

Но неуверенные новички, неопытные фотографы, верят, что способность создавать визуально интересные, убедительные изображения приходит от оборудования и владения техникой фотографии. На самом деле и оборудование и техника – это второе, если не десятое дело после способности видеть.

В поисках свого взгляда

К сожалению, учиться видеть так же трудно, как учить видеть других. Если бы научиться этому было бы легко, автор вышеприведенного письма не чувствовал бы себя таким потерянным в море техноболтовни, обзоров оборудования и рекламы. И если бы учить было легко, я, и другие фотографы, стремящиеся обучать других, добивались бы в этом большего успеха.

Так, говорите вы, научиться трудно, учить тоже, что же нам делать-то?

Ниже, насколько это вообще возможно с помощью слов, я попытаюсь дать хотя бы самые первые указатели на пути к обучению видеть, к собственному видению. В отличие от новых фотошоповских плагинов, это не что-то, чему можно научиться за вечер, и нет гарантии, что этому можно научиться за всю жизнь. У этого пути нет конечной точки, нет цели. До некоторой степени, сам путь и есть цель. Для того, кто хочет видеть, как фотограф, фотография должна стать стилем жизни, страстью, призванием. Если вы хотите следовать этому пути, вот некоторые из маршрутов.

Мим
Париж, сентябрь 2004
Canon 20D, объектив 17-85mm IS, ISO 400

Смотрите на фотографии

Вот первый шаг – начните смотреть на фотографии. Заходите в хорошие книжные магазины, смотрите на работы тех фотографов, которыми вы восхищаетесь. Купите несколько альбомов и хорошенько их изучите. Не одновременно с просмотром телевизора в полглаза, а спокойно, не отвлекаясь и неторопливо. На каждой фотографии спросите себя – что тут удерживает ваш взгляд? Освещение, объект съемки, композиция, комбинация всего этого, или что-то еще?

Если есть такая возможность, изучите диапазон работ одного фотографа, лучше всего работы, сделанные в течение длительного периода времени. Можете ли выделить какие-то темы? Видите ли вы оттачивание стиля или эволюцию? Улучшаются ли работы со временем, или все самое лучшее было сделано в самом начале?

Если вы живете в крупном городе, или во время очередного визита в город, посетите пару фотографических галерей. Посмотрите на то, что делают ваши современники. Вдохновляет ли вас работа других или повергает в отчаяние?

Смотрите на произведения искусства

Фотография – самое молодое из визуальных искусств. Зайдите в музей и посмотрите на современное искусство и на более старые картины и литографии. Какие стили и периоды в искусстве нравятся вам? Кто из художников вам наиболее интересен? Не нужно ни формальной художественной подготовки, ни даже большого знания или понимания живописи. Но, глядя на то, как художники описывали и интерпретировали мир вокруг них в течении столетий, вы можете оценить то, как вы сами смотрите на вещи, или даже найти новые способы смотреть.

Посещайте мастер-классы

Один из методов совершенствования своего искусства, популярный среди фотографов, это посещение практического выездного мастер-класса. Такие классы обычно длятся от уикенда до десяти дней. Работа в небольшой группе людей с похожими интересами, в интересном месте, может стимулировать и вдохновлять. Кроме того, если учитель мастеркласса – фотограф, чьими работами вы восхищаетесь и если у него есть некоторые образовательные навыки, работа рядом с ним может вдохновлять сама по себе.

Если есть возможность, постарайтесь посетить такой мастер-класс, в котором упор делается на стимулировании творчества и на критике результатов работы. Очень немногие фотографы имеют шанс услышать критический разбор своих работ от эксперта. “Прекрасный кадр” - это не тот вид “критики” который может кому-то помочь расти и учиться. Чем больше настоящей критики вы получите при разборе своего портфолио, тем больше пользы это вам принесет.

Фотографируйте

Глаз – как мышцы, его надо упражнять. Музыканты знают, что без ежедневных упражнений они теряют навык; то же самое можно сказать о фотографах. Лучший способ научиться видеть – смотреть. Сейчас, с наступлением цифровой эры, которая свела цену всего процесса от видения до готового изображения практически к нулю, единственная отговорка человека, который не фотографирует ежедневно – это какие-то другие занятия, поглощающие его время.

Но даже самый занятой человек может уделить полчаса в обед, час утром или вечером и уж определенно несколько часов в выходные. Смысл в том, чтобы все время иметь камеру под рукой и заставлять себя снимать. Вечером перекачайте фотографии на компьютер и просмотрите, что получилось. Даже если на снимке ваша садовая мебель и соседская собачка, спросите себя, почему вы сняли это именно так? И завтра попробуйте увидеть и снять то же самое по-другому.

Не надо хранить все файлы, которые получатся в процессе. После того, как вы их проанализировали, просто сотрите их. Не надо их даже обрабатывать. Просто снимайте jpg-и, а камеру установите в автоматический режим. Вопрос здесь не в техническом совершенстве и не в качестве получаемого изображения. Цель – отвязаться от всего, связанного с оборудованием или техникой. Вам надо сконцентрироваться на видении, забыть обо всем остальном, и запечатлевать то, что вы видите и так, чтобы образы значили что-то для вас. (Если через некоторое время после того, как вы начали это делать, вас все еще волнуют хроматические аберрации вашего объектива, попробуйте подыскать себе другое хобби).

Сток
Париж, сентябрь 2004
Canon 20D, объектив 17-85mm IS, ISO 200

Не бойтесь снимать плохо

Поэтому-то я и советую снимать на цифру и стирать файлы. Музыкант не записывает все, что он играет, и художник постоянно делает быстрые наброски. Снимайте, как душе угодно. Исследуйте мир вокруг вас. Что-то, что вы сняли только вчера, сегодня, в другом свете и при другой погоде, будет выглядеть по-другому. Или, может быть, тот же материал будет выглядеть иначе, потому что изменилось ваше настроение. Не показывайте результаты никому, не храните их. Ощутите себя вправе сделать фотографию и уничтожить ее, оставив все записи о ней только в своей памяти. Иногда, как в случае с фотографией отражения в стоке на парижской улице, происходит что-то незапланированное, и упражнение оказывается чем-то большим – наброском, достойным хранения.

И тогда может случиться так, что фотографируя в многообещающем месте, вы вдруг поймете, что происходят две вещи: вам открывается больше возможностей, и ваше обращение с оборудованием стало более уверенным.



all images used in this article © Copyright Michael H. Reichmann




  ← назад, в библиотеку

Внимание! Все статьи в нашей библиотеке являются авторскими. Копирование на другие сайты, перепечатка или иное использование статей без согласия их авторов запрещено (ссылки на автора или на наш сайт недостаточно — см. статью «Авторские права в цифровую эпоху»).







 
  © «Иероглиф» (контакты)
  © 1998-2024 Давид Мзареулян, Сергей Козинцев
  Права на все работы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам

  Информеры для вашего сайта



Фотобанк Лори
Рейтинг@Mail.ru