фотография, цифровая фотография, цифровая печать, фотопечать, живопись, постеры, рисунок, оформление
.
ИЕРОГЛИФ
Фотобанк Лори: лицензионные изображения и фотографии
БИБЛИОТЕКА
http://Hiero.Ru
[вход для пользователей]
Начало Продажа работ Форум Библиотека Старая Галерея
показать меню

Система отслеживания орфографических ошибок

  ← назад, в библиотеку

Ян Зоммер
Страница автора на нашем сайте: http://hiero.ru/YanZommer

Крым: от Балаклавы до мыса Айя

Маршрутка
На ялике
На ялике. Уже на выходе из защищенной Балаклавской бухты поднялась волна. Вскоре после того, как мы обгнули последний мыс, стало не до съемок.
Балаклава. Общий вид от крепости
Крепость
Балаклавская бухта
Фотограф
Черепаха, на которой стоят те самые слоны. Правит ей, конечно, женщина
Видимость границы иллюминатора бокса зависит от размеров и фокусного расстояния объектива. Для Pentax 28-105 в положении примерно до 35 мм граница видна.
Характерные искажения при обжиме бокса
На совсем маленькиой глубине искажений нет, но даёт себя знать мутная вода (если кто не понял, это собака плывёт:)
Можно снимать и с поверхности
Самое интересное - съемка с границы раздела вода-воздух
Снова искажения при обжиме бокса
Вид на бухту сверху
Бакланы

Место

Место, о котором я хочу рассказать, находится между Балаклавой и мысом Айя. Вдоль моря тянется узкая полоса галечных пляжей, чем дальше на юго-восток, тем чаще прерываемая каменными осыпями, уходяшими прямо в море. Чуть выше проходит полоса лесов с небольшим уклоном, далее переходящая в горы, достигающие 500 метров высоты. Ближе к Балаклаве горы сложены совсем молодыми породами, которые легко осыпаюся и образуют обширные галечные пляжи. Дальше горы становятся прочнее, скалы подступают все ближе к берегу, и пляжи все чаще перемежаются осыпями.

Посмотреть на Google Maps

Сразу за Балаклавой, через гору, находится полоса галечных пляжей. Это Серебряный и Золотой пляжи. Дальше идут разделенные осыпями Инжир, Жопа (он так и называется, по характерного вида скале) и Командирский пляж.

Нижний ярус лесов составляет какая-то эндемичная сосна (если не ошибаюсь, сосна Станкевича). Выше растут обычные крымские сосны, можжевельник, еще выше — что-то среднее между лесом и кустарником из лиственных пород: дуба, бука, граба. На открытых местах внизу растет шиповник и ежевика, на опушках верхнего леса — очень вкусный кизил.

Условия

Условий никаких — живут там в палатках. За Золотым пляжем на юго-восток начинается территория заповедника (на тех щитах, которые стоят на берегу, он назван «Мыс Айя», а наверху на перевале написано почему-то «Байдарские ворота»). Там останавливаться тоже можно, но рано или поздно придет лесник и потребует по пять гривен с носа за день проживания. Я думаю, он уже не удивляется, что все, к кому он подходит, приехали буквально только вчера. Кстати, на удивление, все контакты с представителями власти в Крыму, даже с таможенными чиновниками в порту Керчи, проходят по человечески. Почему-то они не видят в тебе ни врага, ни жертву, и это поначалу настораживает, а потом расслабляет. Так вот, помимо собираниня мзды лесники действительно следят за лесом, вывозят мусор, и даже выдают мусорные мешки. Кстати, тот же самый лесник предупреждал, что летом, когда народу много, ходят всякие левые личности, представляясь лесниками, и пытаются собирать деньги, а если повезет, то и «штраф» на кого-нибудь наложить. Так вот, собирать деньги может только старший лесник. Даже его помощники могут только придти, увидеть что появились новые люди, и прислать его. Кроме того, по словам того же лесника, летом еще элементарно воруют, и оставлять лагерь без присмотра не рекомендуется.

Дров, как и везде в Крыму, вдоль берега практически нет. Лучше брать для готовки газ, а за дровами для вечернего костра можно и сходить наверх.

С водой тоже не слава богу. На всем протяжении берега от Серебрянного пляжа до бухточки перед мысом Айя (дальше просто не знаю) есть только один источник. Расположен он над пляжем Инжир, чуть ниже чем в полпути до перевала. Это, конечно, несколько напрягает, но с другой стороны, это же способствует тому, что народу там немного, по крымским меркам, и чем дальше от источника, тем меньше.

Дорога

Добраться до места можно либо спустившись с гор, либо по морю. Как заходить или подъезжать с гор — не знаю, но к перевалу над Инжиром подходит дорога от села Резервное. Добраться морем можно от Балаклавы. Между Золотым и Серебрянным пляжами есть причал, и летом туда ходит рейсовый катер из Балаклавы. В начале осени причал разбирают, снимают настил, что бы не разломало зимними штормами. Однако и летом и осенью от Балаклавы можно добраться до любого места на ялике. Это там такой транспорт вроде морского такси. Ялики преставляют собой лодки вметсимостью от пяти до пятнадцати человек, большей частью переделаннные из разъездных и спасательных шлюпок. Владельца ялика, если хотите оказать ему уважение, следует называть капитаном. Надо сказать, что те капитаны, с которыми мы имели дело, уважения заслуживают. Эти люди серьезно относятся к своему делу, и у них есть профессиональная гордость, порой граничащая с лихостью. Если капитан согласился высадить вас в каком-то месте, он это сделает, даже если по дороге испортится погода, поднимется волна, и ему придется час маневрировать вокруг причала или камня, выжидая удобного момента для высадки очередного пассажира.

На ходу капитан всегда стоит у румпеля. Если волна кидает ялик и захлестывает через борт, капитан будет стоять. Если пойдет дождь, капитан выдаст пассажирам накидки, а сам будет стоять в чем есть.

До Балаклавы же можно добраться из Севастополя либо на такси, либо на троллейбусах-автобусах-маршрутках с пересадкой на рынке «на пятом километре».

Съёмка

Балаклава

Уже в Балаклаве есть что снимать. Для любителей жанра — это набережная и прилегающая к ней старая часть города, впрочем, небольшая и активно ремонтируемая. Для любителей чернухи - полуразрушенные виллы начала двадцатого века. Для любителей экзотики — крепость и совсем уж экзотический объект — база подводных лодок внутри горы. Сам я там не был, но говорят, что сейчас туда можно попасть, и чуть ли не на официальную экскурсию.

Крепость Чембало в Балаклаве построена генуэзцами, как и большинство прибрежных крепостей в Крыму. Штурмовали ее все кому не лень, вплоть до мангупского князя Алексея, но даже при смене владельцев крепость худо-бедно оставалась цела. Однако после Великой Отечественной войны от нее осталась лишь одна полуразрушенная башня, и маленькие кусочки стены. Очень уж это удобная огневая позиция. И наши, и немцы, отступая, оставляли здесь кого-нибудь для прикрытия, а противная сторона, соответственно, долбила по этому прикрытию всей огневой мощью.

Еще в Балаклаве была база англо-французско-турецких войск во время Крымской войны 1854 года, но от нее ничего не осталось, кроме военных кладбищ. Даже железную дорогу, длиинной в 10 километров, от гавани до позиций у Севастополя, которую построили англичане, они по заключении мира разобрали и продали туркам. Впрочем, кажется, современную набережную в Балаклаве построили как раз англичане. Еще одно напоминание о тех временах — французская черепица полуторасталенего возраста, которой до сих пор покрыты некоторые дома.

Пляж и море

Для жанровой пляжной съемки можо порекомендовать Золотой и Серебряный пляжи. Народу там больше, и приезжают или приходят они большей частью на один день. Дальше, на маленьких пляжах народу меньше и все друг друга знают. Впрочем, от пляжных папарацци нигде не спрячешься, но есть средство и от них. Однажды нас стал выцеливать с обрыва дядечка с чем-то типа 100-300 f/5,6. Тут я достал Оберон 200/2,8, прицепил его к камере, и стал этого дядечку в него демонстративно разглядывать. Тот немедленно ретировался.

Для съемки морского и прибрежного пейзажа, наоборот, чем восточней, тем интересней. Широкие галечные полосы сменяются осыпями из крупных и очень крупных камней, скалы подступают все ближе к воде, и толпы отдыхающих сменяются отдельными фигурами, часто выгодго оживляющими пейзаж.

Подводная

Серьезной подводной съемки я касаться не буду, поскольку вопросом совершенно не владею. Но в последнее время появилась альтернатива профессиональным дорогим боксам и не менее профессиональной специальной подводной технике. Это мягкие боксы, позволяющие снимать некрупной зеркалкой на небольшой глубине. Есть, однако, несколько тонкостей, которые следует учитывать, работая с такой техникой.

Во-первых, необходима тихая погода. Малейшая муть в воде, к которой глаз легко адаптируется и не замечает, сразу ограничивает дистанцию съемки буквально полуметром. Надо заметить, что при незначительном волнении муть сильнее поднмается у мелкого песчанного или галечного берега, а у крутопадаюших каменистых берегов почти незаметна. Поэтому более подходящим местом для подводной съемки будет восточная часть района, где берег образован осыпями из крупных камней или коренными скалам.

Во-вторых, поскольку бокс мягкий, с увеличением глубины он начинает обжимать камеру. Раздавить он ее не раздавит (если вы ныряете на такую глубину, где камеру в мягком боксе может раздавить давлением, то вам надо читать другие статьи), но поверхность перед объективом теряет прямолинейность, и съемка превращается в развлечение с кривыми зеркалами. Причем следует иметь ввиду, что проконтолировать это вы, скорее всего, не сможете, потому что…

…В-третьих, смотреть в видоискатель очень неудобно. Маска просто не дает поднести глаз к видоискателю, а прозрачность системы маска — окошко бокса — видоискатель — объектив — переднее окошко бокса оставляет желать лучшего даже в идеальных условиях. Если же любой из элементов запотевает, вы вобще ничего не увидите, так что мешочек силикагеля в боксе будет очень к месту. Но даже в этом случае забудьте о разглядывании цифирок и значков в видоискателе. В лучшем случае вы увидите общую картинку и сможете лишь примерно оценить резкость.

А вот для съемок с уровня воды этот бокс вполне годится. Широкий угол, закрытая диафрагма и гиперфокальное расстояние позволяют снимать не целясь.

Лес и горы

Горы как таковые, особенно вдали от моря, не очень интересны для съемки. Они большей частью пологие и лесистые. Однако разок подняться на перевал, а от него на правую или левую вершины для того, что бы снять панораму береговой линии, стоит. После недели хожденя за водой это не составит для вас труда. Правда, непонятно, когда туда лучше ходить, потому что утром, при наиболее выгодном освещении, обычно стоит сильная дымка.

Поднявшись наверх, я обнаружил на лугу цветущие крокусы, в сентябре-то месяце! У меня же, как нарочно, была с собой только черно-белая пленка.

Гуляя по горам, не забывайте о безопасности. Скалы могут сыпаться, в осыпях могут быть «живые» камни. Наверху есть места, где луга с уклоном в 20-25 градусов заканчиваются скальными сбросами в несколько десятков метров. Утром, когда трава скользкая от росы, там бывает очень неприятно. Кстати, на лугах этих набиты многочисленные копытные тропы, так что я думаю, что если пройти по лесу под самыми скалами, можно найти костей и черепов каких-нибудь коз или коров. Тоже полезный фотографический реквизит.

Леса, особенно в среднем ярусе, очень живописны. Дополнительно это подчеркивается тем, что солнце выходит из-за гор довольно поздно, и для того, что бы застать меняющуюся на глазах световую картину, не надо вставать ни свет ни заря. Подсвеченные контровым светом макушки деревьев на ближних гребнях на фоне темного дальнего леса представляют собой замечательный сюжет. Скалы и отдельные деревья на скалах - традиционный крымский сюжет. Трудно пройти мимо корявого куста можжевельника, нависающего над пропастью, но большая часть таких снимков впоследствии уходит в корзину, как очевидный штамп и банальность.

Живность

По словам лесника, в горах водится много кабанов, есть олени, изредка встречется рысь. Но для того, что бы увидеть их, придется потратить немало времени. Есть еще подвижная мелочь, вроде белок или летучих мышей, охота за которыми на любительском уровне требует скорее удачи, чем мастерства. Так что для обычного отдыхающего, живущего на берегу, животный мир ограничивается чайками и бакланами. Приманить чаек можно чем угодно, но лучше всего разбросать ракушки свежесваренных мидий и рапанов (кстати, о рапанах. Поскольку место это отдаленное и малопосещаемое, рапаны встречаются на глубинах от двух-трех метров, и их можно ловить без аквалангов. Но, на мой взгляд, мидии все-таки вкуснее. А мидийные банки, поеденные рапаном, представляют собой печальное зрелище. Снять, к сожалению, не удалось). Бакланы же, в отличие от чаек, во-первых, чистые рыбоеды, а во-вторых, не настолько наглы, как чайки, и приманить их не представляется возможным. Бакланов можно снимать только издалека, или подбиратся к ним по воде. Будучи спугутым, баклан не взлетает, а ныряет в воду.

Когда один из бакланов, к которому я долго подкрадывался по воде с боксом, нырнул, я не успел не то, что навести камеру, а просто повернуться, как он исчез за дальним камнем.

Что касается мелкой живности, объекта макросъемки, то их здесь великое множество. Есть несколько видов ящериц, многочисленные виды цикад и кузнечиков и огромные богомолы. Богомола, как выяснилось, надо при первой втрече во-первых застать в подходяещем, с его точки зрения, для маскировки месте, а во-вторых правильно испугать. Тогла он не убегает, а замирает, прикидываясь веточкой, и спокойно переносит объектив, нависющий над ним буквально в сантиметре.

 

Вот так получается, что маленький кусочек благословенной крымской земли представляет огромные возможности для самой разнообразной съемки, покрывая практически все жанры, доступные на пленере. И главное, что он дает - это желание снимать. Ведь лучшие снимки получаются не тогда, когда глядя в видоискатель размышляешь об экспозиции и фокусировке, а когда смотришь вокруг и думаешь «Чудны дела твои, господи!»




  ← назад, в библиотеку

Внимание! Все статьи в нашей библиотеке являются авторскими. Копирование на другие сайты, перепечатка или иное использование статей без согласия их авторов запрещено (ссылки на автора или на наш сайт недостаточно — см. статью «Авторские права в цифровую эпоху»).







 
  © «Иероглиф» (контакты)
  © 1998-2017 Давид Мзареулян, Сергей Козинцев
  Права на все работы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам

  Информеры для вашего сайта



Фотобанк Лори
Рейтинг@Mail.ru