Прежде всего я сравниваю одесские вывески с тем, что называют примитивистской живописью ХХ века или, как чаще говорят, любительской, столь дорогой сердцу Вильгельма Уде. Не отрицая ценности, порой выдающейся, примитивистской живописи, для которой характерны тщательное и даже кропотливое исполнение, скажу, что вывески южной России поражали свободой и полнотой фактуры. Можно сказать, что любительская живопись в целом ориентирована на станковую живопись — такую, какой она явилась на севере Европы в конце средних веков. Русские же вывески гораздо ближе к декоративной настенной росписи в самом высоком понимании, значение которой столь часто умаляют.
... В вывесках также присутствовала ранняя абстракция. На этих вывесках строгие геометрические формы, ярко раскрашенные насыщенными однородными тонами, формировали колоритные ансамбли.
... те скромные ремесленные формы живописи, которые представляли собою одесские вывески, по моему глубокому убеждению, содержали одновременно и ростки будущего развития западной живописи, и множество элементов художественных традиций прошлого, которые в других местах либо угасли, либо были выхолощены академизмом и рутиной.
http://www.moria.hut1.ru/ru/almanah_05/01_08.htm
Альманах "Мория". № 5, 2006. Филипп Гозиасон. ОДЕССКИЕ ВЫВЕСКИ (Париж, 1964)
Эскиз гобелена #5 / модернистские и авангардистские тенденции — отличительная черта всего современного искусства / Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1999