ИЕРОГЛИФ | Работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
http://Hiero.Ru | Начало Продажа работ Форум Библиотека Старая Галерея | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ ещё 86 неизвестных
|
Автор разрешил комментировать свои работы только пользователям сайта |
© «Иероглиф» (контакты) © 1998-2025 Давид Мзареулян, Сергей Козинцев Права на все работы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам |
|
Такие чувства смешанные вызывают… Грустные, в основном…
В общем, подумайте, как они будут выглядеть лет через 300…
*PS я знаю, что такое современная православная икона…*
Мне не понятны Ваши смешанные и грустные чувства.Если, как Вы пишете, знаете, что такое икона, то Вы наверняка знаете, что икона является неотъемлемой частью христианской жизни, молитвенной, литургической.Икона сегодня участвует в этой жизни, дает возможность нам, христианам, через образ, обращаться в молитве к первообразу, сегодня каждый христианин имеет возможность, при участии иконы, обращаться к Богу!
Всего Вам доброго.
Вот, примерно описал…
И теперь повторюсь…
Как Вы считаете: кто через 300 (может, через 200 или 500) лет будет молиться на современные иконы?
Мне кажется, что за это время Россия либо погибнет, либо превратится во что-то совершенно другое… И как будут выглядеть эти иконы, эти зеркала веры тогда? Ведь они должны служить вечно (т.е. пока есть вера)...
Только не подумайте, что я хочу Вас в чем-то убеждать… просто объясняю свои эмоции, как могу…
Вам тоже всего наилучшего!
Рассвет русской иконописи пришелся на 14-16 века, но на 300 лет, по разным причинам, церковное искусство пришло в упадок.Вопреки этому в начале 20-го века мир вновь открыл для себя шедевры русской иконописи.
Наша церковь жива несмотря на 70 лет безбожной, античеловечной власти, и более того — она активно возрождается.
Мне не понятен Ваш тезис о том, что икона должна служить вечно, все зависит от того , что вы вкладываете в понятие "вечность".
Через 20, 57, 243, 587 лет у других людей произойдет чудо Встречи с Христом, некоторые из них м. б. станут иконописцами — и они напишут другие иконы.И слава Богу!
PS Я бы не стал идентифицировать христианство только с Россией, на сегодняшний день из полутора млрд. христиан,
к Московскому Патриархату прчисляют себя около 160 мил., в
их числе и азм, грешный.:)
То что Вам кажется, что Россия погибнет — это не значит, что она погибнет.
Я не говорил, что Россия непременно погибнет — только как возможный вариант…
Традиция — это богатство православной церкви, в том числе и иконописная.Все начинающие иконники копируют и Рублева, и Грека, и других иконописцев рассвета русской иконописи — это основа.
Впервые слышу о "эмоциональном накале" в иконах Феофана Грека, это видимо цитата из провинциального обзора местного музея.Острых эмоций не должно быть в иконе — это НЕ КАРТИНА!
Что касается созерцательности Св. Андрея Рублева, то это совершеннейшая правда, увы не дотягиваю, но такие люди рождаются раз в тысячелетие.
В иконописи крайне важна преемственность, традиция, соборность.
А вот если кто из придворных иконописцев начнет писать как Дионисий — его скорее всего погонят как антихриста.. Вы знакомы с творчеством Юрия Новосельского? Очень интересный современный польский иконописец
Алик: Иконопись никогда не впадала в упадок, просто она переходила на новые этапы своего развития. Ведь сколько было и есть прекрасных наивных иконописцев, которые писали для сельских церквей, которые следовали канону но расширяли шаблонные образы школ. а сколько сейчас есть хороших авангардных иконописцев, которые творили иконы и в 19 и в 20 веке и ныне творят!
"Авангадный иконописец" — само словосочетание абсурдно!Вы подходите к иконе с точки зрения светского искусства, в то время как икона — неотъемлемая часть церковной жизни, икона немыслима вне церкви.
Шаблон и канон понятия полярные и тут надо определится в терминологии.
Тихон Власов: любопытное словосочетание — "поиск новых изобразительных путей" :)
У меня сложилось впечатление, что Вам интересна иконопись, пусть не та, что представлена на этой страничке, увы, простите что не могу удовлетворить Вашу потребность в эмоциональном накале, а иконопись как явление.Мне это отрадно, могу порекомендовать Вам, познакомиться с иконописью ближе, в книге , где предсталены иконописцы значительно более зрелые, чем я. Это книга Ирины Языковой "Се творю все новое" икона в ХХ веке, www.dbibli
И еще книги князя Е. Трубецкого "Умозрение в красках" и другие этого же автора.
На рубеже 19-20 веков были иконы Арт Нуво которые писались на заказ церкви (Петр Холодный, Врубель, например), так почему же считать абсурдом словосочетание авангардный иконописец а не, например, реалистичный?
И нет разницы светское или не светские искусство. Ведь икона, как черный квадрат, несет смысл, эмоции автора. А вот когда 10 человек нарисуют тот же самый квадрат 10 раз — это будет просто знакомый рефрен, очень удобовлетворимый непритязательной публике.
Выходит подход у нынешней церкви вернее иконописи как у мадам Крупской, которая сказала что пролетариату хватит знать 34 наименований классической литературы, а исполнители ее воли решили что все остальное надо запретить.
В московской школе иконописи при московском патриархате, вам дадут почитать книгу, например, Изображения Богоматери под ред.Успенского. Это так сказать пособие для будущих иконописцев. Возможно в знакомы с этим изданием.
В ней около 200 канонистических изображений. В принципе, огромное колличество форм для раскрытия своего внутреннего мира и окружающего тоже. Ведь если взять даже канон — есть смоленская Богоматерь, владимирская, ерусалимская, подозреваю что есть сербская, чорногорская и тп.
Ведь там не написано — канон — это точная копия икон византийского периода. (Я так понимаю вы сторонник канона Дамаскина? )
Ведь что тогда делать с миллионами "неканонических" икон времен барокко или росписями художников 19 века заполонивших церкви?
К сожалению множество множество иконописцев сейчас подходят к иконе как раз не как к канону а как к шаблону. Грубо говоря, взяли первоисточник (например, вышеупомянутую книгу), шаблон так сказать, помолились, скопировали на кальку, с кальки на левкас, раскрасили фабричной темперой или если заказ достаточно дорогой можно и камни полудрагоценные растереть и клей рыбный натуральный сварить, покрыть золотом фон и все — готово. Легко, быстро и практично. Все буквы и складки на местах, где-то можно ободок или волосок добавить. Заказчик рад, прихожане довольны.
Прошу только ни в коем случае не принимать это на личный счет. Я пишу все это только о тех людях которых очень хорошо знаю.
Фу, расписалась я сегодня что-то. Заканчиваю :)
Непросто с Вами…
Получается, что мы говорим с Вами на разных языках. Попробую Вам максимально кратко объяснить о чем идет речь.
У иконописи и светского искусства помимо того, что разные цели и задачи, разная мотивация.
Икона служит средством общения человека с Богом, в то время как картина является средством самовыражения конкретного человека.Иконописец старается максимально избавиться от острых эмоций в своей работе, в то время как для художника эмоции зачастую главный двигатель.Иконописец призван служить Богу как любящий сын, в то время как художник служит собственному , как правило гипертрофированному, "эго".
Готов с Вами согласиться, что у некоторых современных иконописцев иконы выглядят несколько шаблонно, но надо понимать, что современная иконопись находится в стадии становления.
Что-же касаетя "Черного квадрата" — это самый яркий пример антииконы, где вместо образа черная дыра, это большая черная точка в попытке человека отказаться от Бога.
Тихон Власов: Странно Вам потому, что Вымало знакомы с предметом о котором пытаетесь рассуждать.Поверьте, я не хочу Вас обидеть, но "мерилом вещей является именно изобразительные качества" — это просто слов нет! :)
К сожалению данный формат и, главным образом, нехватка времени, не дают мне возможности отвечать более подробно, извините.
При этом, я рад, что несмотря на то, что Вам не нравятся выставленные иконы, Вы самый частый гость на этой странице, большое Вам спасибо.Значит что-то вас привлекает, мне, например если что не близко и не нравится, так я и не буду время тратить драгоценное.
Zoia: PS Простите, но не бывает Богородицы смоленской, владимирской и т. д., Богородица у нас одна, а вот иконы бывают известные по тем или иным местам, например, Владимирская икона Божьей Матери.
Поэтому говорить что Черный квадрат — это антиикона и черная дыра отказа от Бога — это скажем так некрасиво по отношению к "светскому" искусству и к Малевичу, который абсолютно не мешал религиозному искусству.
Если у человека нет эмоции он либо мертв либо тяжело болен.
Эмоции ведь это не только крик, смех, бурно проявляющиеся эмоции, есть еще и эмоции как скорбь, радость, умиротворение (на мой взгляд это тоже эмоция).
Ведь если иконописец пишет скажем успение Богородицы он должен почувствовать эту скорбь, чтоб передать ее через каждый слой темперы прихожанам, чтоб смотря на икону они тоже чувствовали скорбь. Но работая над иконой иконописец должен оставаться умиротворенным несмотря на то что он должен оплакивать Христа вместе с женщинами на Распятии, должен бороться со змеем вместе с Юрием, лечить больных вмсте со св Николаем в житии, вашими словами "быть любящим сыном" тех персонажей которых он изображает. А не просто взять шаблоно-канон, безэмоционально закрасить нужным цветом канона и повесить на царских вратах.
Ведь пусть иконописец достигнет супертехничности в своем ремесле, но не вложит хотя бы капли боли, радости в свою работу — это будет всего лишь декорация интерьера.
Про то чего не бывает или бывает: отсылаю вас опять же к книге Большакова Изображение Богоматери. Богородица как и Иисус и св Николай, как вы заметили, у нас одни, но вот вариации разрешенные церковным каноном — разные. Ведь эта книга специально была опубликована для иконописцев, чтоб они имели представление о возможных вариациях. Например, Неопалимая купина, которую почему то нынешние иконописцы обходят стороной, Владимирская и Донская Богородица разница между которыми восновном только в складках одежды да в небольшом изгибе тела. ТО же самое и с Римской и Авульской Богоматерью.
Ведь если все сейчас начнут писать иконы только по Дамаскину, тогда с нынешним тех.прогрессом можно конвеерным способом обеспечить иконами весь мир и не только православный.
Мне уже просто неловко не ответить Вам, но Вы по-прежнему смешиваете все.
Если Вы внимательно посмотрите на икону "Успение", то увидите, что скорбят апостолы, оставшиеся в этом мире, а Богородица уже перешла в Новый, Горний мир, и находится в руках Христа, и это радость жизни вечной, которая не понятна тем, кто "от мира сего".
Далее, я сказал лишь о острых эмоциях, которые чужды иконе по определению, а радость — неотъемлемая часть Любви христианской.
Главная же Ваша ошибка в том, что Вы рассматриваете икону как иллюстрацию событий, в то время как это не так.Сюжет иконы — это то, что происходит здесь и сейчас.
Великолепные картины эпохи Возрождения — вот это лучший иллюстративный материал Священного писания, но это не икона.
И еще, Вы несколько передергиваете, безусловно, и я писал уже об этом, в современной иконописи много проблем: мало внутренней свободы,есть и "законнический" подход к иконе, и мн. др., но, повторюсь — иконопись православной церкви в стадии становления, на мой взгляд на лицо тенденция возрождения иконописи.
А книгу Большакова рекомендую больше не смотреть :)
Судя по Вашим сообщениям, Вам интересна эта тема, попробуйте найти книгу о которой я писал выше — книга Ирины Языковой "Се творю все новое" икона в ХХ веке, www.dbibli
Еще раз спасибо за столь объемные и, вероятно, искренние сообщения.
Книгу под ред Большакова я вам советую посмотреть, правда издана она лет так 100 назад, но ее активно используют нынешние ,так сказать, мэтры иконописи при патриархате. это не книга а просто подбор-"учебник" очень интересных для иконописца иллюстраций. Так что зря вы про нее так не читаючи…
Кстати, а на какой канон вы опираетесь в своей работе?
Сама постановка вопроса Вашего — некорректна, про канон.Канон всегда был, есть и будет один, но вот свобода в нем такова, что есть и Рублев, и Ушаков.
Поймите, самое важное в иконописи — это то что она неотъемлемая часть православной традиции и церковной жизни.
А, Вы, помоему, пытаетесь подходить к иконе с чисто эстетических позиций.
Это Ваше право, но я тут не помощник, мне это не понятно.
PS Поищите в и-нете, иконы архимандрита Зинона, Александра Соколова, книгу Тарабукина "Слово об иконе", зайдите на http:// anton.1gb.
Попробуйте поискать еще одну книгу Языковой "Богословие иконы", и книгу архимандрита Зинона "Беседы иконописца".
Простите но у меня нехватка времени на подробные ответы.
Всего вам самого доброго!
с уважением,
иконописец Филипп